Четверг, 08 декабря 2016 года

Погода -4..-6 С о

Дирижер Смоленского РНО им. В.П. Дубровского Евгений Лыткин: «Русский народный оркестр потускнел?! Это – ложь!»

Культура 10:45, 21 февраля 2011
25 февраля  дирижер Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского, заслуженный работник культуры РФ  Евгений Лыткин устроит «пир на весь мир», где музыка будет главным блюдом.  Никакого официоза, бравурных речей и поздравлений! «Хочу, чтобы гости играли, пели, чтобы музыка народная звучала, искристая, залихватская – мой подарок смоленской публике!» Именно так Евгений Дмитриевич задумал  отпраздновать свой «Юбилей среди друзей».
- 65 лет… Уму непостижимо! Глянешь в прошлое, а ведь всякое было…Наелся горькой жизни сполна. Процесс восстановления страны шел на моих глазах, родные и близкие все послевоенные тяготы вынесли на своих плечах. У дедушки сгорел дом, вот и выкопали землянку в саду под яблонькой. Вместе со всей страной ели хлеб с лебедой. Безденежье полное. Помню, как большие люди, ответственные работники ходили с заплатками на штанах. Голод, безденежье. А жизнь стремительно менялась прямо на глазах, до сих пор не могу поверить, что такое возможно!  Потому и улыбаюсь скептически, когда сегодня говорят о том, что «нам чего-то не хватает». Материального. Посмотрели бы, как оно было тогда!
Меня печалит другое – надлом, произошедший в отношениях между людьми. Раньше они были открытыми, душевными. Друзьями были. Человек человеку брат. А сегодня обособились, замкнулись в себе и в своих проблемах.
- Это – минус?
- Страшный минус! Считаю, что все катаклизмы, которые происходят в обществе, обусловлены разобщением народа. Общество разлагается непрерывным потоком негативной информации – нажмешь на кнопку телевизионного пульта, на экране теракты, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. И в газетах одна реклама сплошняком. Радует одно:  Дмитрий Медведев заявил,  что сейчас нужно поднимать русскую культуру, о которой все позабыли.  Опомнились! Столько лет мы фактически без нее прожили, а тут вдруг снова заговорили о  «культурном вакууме». На  телевидении русского искусства нет, даже по радио не услышишь качественной народной музыки. Все пущено на самотек. Единственное, где еще  можно почувствовать присутствие русской культуры, так это в районах, потому что  в глубинке нет денег, чтобы пригласить знаменитость, и народ своими силами пытается делать что-то свое. Только за счет самодеятельности культурный огонек и не затухает.
Сегодня ругать советские времена стало хорошим тоном. А не выплеснули ли мы в запальчивости младенца из люльки,  увлекшись  критикой? А ведь тогда только на «Первом канале» было шесть (!) программ народного творчества! А сейчас – ни одной. И даже на  «Культуре» пусто. Когда профессор Николай Калинин, главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова (и впоследствии художественный руководитель СРНО имени В.П. Дубровского)  был жив, он начал продвигать народную музыку на телевидение,  и даже на канале «Культура» русский народный оркестр появился…  Теперь мы снова погрузились в пустоту.
- Неужели сегодня нет личности, которая способна продолжить дело Осипова? А вы?
- Мне не по душе все эти громкие фразы – музыкант, дирижер…. Я – исполнитель, баянист, играл в ДК профсоюзов в оркестре под руководством Владимира Русакова. Владимир Афанасьевич - мой первый учитель. Мы растворялись в народной музыке, искренне любили ее, пропагандировали русское искусство, и видели, что оно народу нравится. Когда в Смоленск приехал народный артист России, заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Павлович Дубровский, мне уже было за сорок. Впрочем, я его знал и раньше – мы нередко работали с Дубровским, и уже тогда он был моим наставником. Его влияние  обусловило мое глубокое проникновение в музыкальную культуру. Он совершил революционный переворот в сознании смоленских музыкантов, синтезировав народное искусство и классику. Ему было присуще необыкновенное чутье: Маэстро, едва прослушав произведение, пробежавшись глазами по нотам, знал, что из него можно вылепить! Я до сих пор поражаюсь тому, как он умел это делать! До Виктора Павловича никто не играл пьесу Льва Компанейца, написанную для гармони. А он конфетку из нее создал, совершенно бесовскую вещь!
Для концертов Дубровский брал классические произведения, потому что считал, что эти сложные вещи будут звучать еще ярче и интереснее в народном исполнении, произносил вслух крамольные мысли: «А вы знаете, что Россини написал «Сороку-воровку» для народного оркестра? Просто он сам не догадывался, что на такое кто-нибудь когда-нибудь решится и сыграет ее на русских инструментах!» Так оно и вышло: это произведение стало действительно объемней и сочней звучит в исполнении русского народного оркестра, чем в симфонической аранжировке. Свое богатое мировоззрение и опыт Маэстро переносил на русский народный оркестр, в то же время бережно относясь к оригинальной, аутентичной фольклорной музыке. Смело брал в репертуар и шлифовал бриллианты. И таких жемчугов великое множество!
- Потому что жемчуга под ногами лежали,  а он умел их разглядеть, несмотря на придорожную пыль… Вы были другом Дубровского?
- Мы постоянно общались. Трудно об этом до сих пор говорить, но в последний день жизни Виктора Павловича мы с ним допоздна занимались, «Ночь в Мадриде» Глинки готовили. Вечером позвонили: «Все. Умер…». 
Он был замкнутым человеком, раскрывался только для близких и тех, кого считал своими товарищами. А какой великий хохмач был! Анекдоты любил рассказывать, да так, что от смеха скулы сводило. Работу свою выполнял виртуозно, никогда не снисходил до уровня окружающих. Наоборот, остальных за собой подтягивал. Виктор Павлович разбудил нас, помог душам музыкантов взлететь, согрел сердца творчеством. Да он из любого мог вытащить больше, чем в человеке было заложено изначально, разжечь огонек любви к высокому искусству, заразить озорством творца! И сколько терпения, понимания и доброты уделялось каждому исполнителю в процессе «выращивания» его души…
Когда Виктора Павловича не стало, мы продолжили начатый Маэстро творческий процесс, старались держать высокую планку.  Поступить иначе музыканты просто не имели морального права: до сих пор помню, КАК громко мы выступили в ноябре 1989 года в Колонном зале Дома Союзов, и Москва потеряла дар речи. Сложнейший репертуар, несоизмеримо высокий уровень исполнительского мастерства.  Он не мог сфальшивить…  Не умел!
Дубровский сумел добиться главного – сплотить вокруг себя команду единомышленников. Сегодня тех, кто начинал вместе с Виктором Павловичем, в оркестре осталось не так уж и много. Маэстро находил в себе душевные силы всех обогатить. Тот дух, та атмосфера, которую он создал, жива! Кто бы ни пытался задушить, вытравить из оркестра бессмертную душу Дубровского  – не получается.
 С одной стороны легко, а с другой - и тяжеловато бывает работать!  Все горят концертом, страдают на репетициях, когда что-то не состыковывается. До слез, бывает, дело доходит. Утрут слезы  и - вперед! Потому-то у нас на концертах и равнодушных нет. Восхищение народной музыкой…
 И кто бы ни говорил, что мы потускнели, оркестр развалился, это – ложь! Коллектив по-прежнему уникален, пребывает на высочайшем уровне, и эту данность подтверждают известнейшие российские дирижеры и солисты. 
Корифей, глыба российской музыки, народный артист России  Фуат Мансуров,  не так давно ушедший из жизни, пришел в восторг от нашего  оркестра! И знаменитый тенор Владислав Пьявко! Мы и сами приглашаем выдающихся исполнителей и певцов, сотрудничаем с талантливыми композиторами - у коллектива, носящего имя В.П. Дубровского, высокие требования. Да все просто горят желанием с нашим оркестром дирижировать! Почему бы и нет? Обогащение взаимное, обмен опытом!
В Москве никто не верил, что за столь короткий срок (меньше, чем за год!) Виктору Павловичу удалось создать блестящий оркестр – не побоюсь этого слова – мирового класса! О Смоленске потом долго говорили – с удивлением, восторгом…  Дубровский что придумал? Он принял простое, но в простоте своей гениальное решение – расширил духовую группу, что позволило создать своего рода плавный, переходный буфер между симфоническим и народным оркестром. Произведения, от которых народники вынужденно отказывались в силу объективных причин, наконец-то стали нам доступны, заискрились,  засияли новыми красками благодаря тем же кларнету и тромбону,  расширили наши возможности, а значит, и репертуар. И все звучало отнюдь не опереточно, естественно, жизненно! Мне, как профессионалу, слышна (если таковая присутствует) наигранность, выморочность, надуманность в исполнении музыкального произведения, сопоставимая с цирковым выступлением на арене. Зачем же делать из искусства циркачество?  А  Виктор Павлович умел не делать, а создавать ИСКУССТВО, и его эксперименты не искажали звучания! Наоборот, все, чтобы  он не  сотворил, вызывало не смех, а глубочайшие чувства, углубляющие, совершенствующие звучание… Слезы на глазах стояли, когда ты слышал ЕГО музыку… Потому-то о нас и знают, и приглашают с радостью. И другие талантливые руководители – Юрий Никоненко, Игорь Громов, Николай Калинин, Николай Степанов  внесли немалую лепту в расширение репертуара оркестра, вплели яркие нити своей самобытности в живой, трепетный «ковер» музыкальной жизни нашего коллектива.  
- Куда же вас  приглашают?
- Если честно, нас довольно сложно куда-то приглашать, хоть мы от выступлений за пределами региона и не отказываемся. Сами подумайте, легко ли в нынешних условиях вывезти коллектив, состоящий из 60 человек? Прокормить его, разместить? Одного нашего желания мало. С другой стороны, принять-то примут, но и у принимающей стороны возможности ограниченные. Не сдаемся, конечно. Выступаем в Белоруссии, Москве, Санкт-Петербурге.  В апреле отправимся на обменные гастроли в Липецк. Собираемся в Белгород и в Могилев. Планов громадье!
Ответственно заявляю: у нас нет ни одного проходного концерта, который бы мы дали спустя рукава. Каждый концерт – отдача неимоверная, праздник! Мы умеем зажечь любую публику. Выступали на Красной Площади, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, сотрудничая с выдающимися солистами современности. Один Борис Штоколов чего стоит! В прошлом году играли в Москве, на фестивале современной музыки в концертном зале Академии им. Гнесиных, где вся культура народного искусства формировалась! Выезжаем и в Минск, представляем Россию на правительственных концертах. Стараемся устраивать праздники и в нашем городе. Если честно, я даю бенефис отнюдь не в свою честь. Хочется преподнести смолянам  подарок, созвав в Смоленск своих друзей.
- И кого же вы пригласили на свой «Юбилей в кругу друзей»?
- Народного артиста России Анатолия Винокура, руководителя оркестра «Онега» Геннадия Миронова, заслуженных артистов России Олега Федянина, Бориса Ворона и Игоря Тонина. К нам приедут блестящий баянист Александр Юров и король домры, народный артист России Александр Цыганков, Владимир Осипов и продолжатель лучших традиций оркестрового музицирования Николай Алданов, народный артист России, солист национального оркестра народных инструментов им. Н. П. Осипова Василий Овсянников и исполнительница русских народных песен, заслуженная артистка России Надежда Крыгина, народная артистка РФ Анна Литвиненко... На празднике выступят смоленские артисты – замечательный балалаечник Максим Макеенков, заслуженный артист России Юрий Афонов и Людмила Комиссарова. Мне сложно всех своих друзей перечислить, если кого-то не упомянул, не обижайтесь! Я понимаю, что газета – не афиша…
Мечтаю еще пожить, достигнуть большего и увидеть, что наше дело – не безнадежное, нужное людям! Что усилиями народников русская музыка поднимется!
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Куда перенесут выходные
4 минуты назад
11
В Новый год россияне будут отдыхать девять дней подряд, а в ...
В Смоленском зоопарке поселились бородатые агамы
41 минуту назад
90
Среднее на высшем уровне
56 минут назад
69
Рабочие профессии в России гораздо популярнее, чем принято с...

Опрос

Новогодние желания, которые вы загадывали в прошлом году, исполнились?


   Ответили: 111