«Искусство не терпит «двоеженства», или О тайном смысле картин смоленской художницы

Культура

«У вас есть паруса, а вы вцепились в якорь»… На мудрость Конфуция я наткнулась, листая профиль Елены Воронцовой в социальной сети. Первое впечатление от еще заочного знакомства: девушка не только талантливая, но и целеустремленная… Я оказалась права.

Ради творчества Елена отказалась от прибыльной работы и за два года написала больше двух десятков картин, при этом став известной не только в Смоленске (здесь в конце прошлого года прошла ее первая персональная выставка), но и в столице. Сегодня наш разговор - о том, каких жертв требует искусство, о «живых», «мертвых» и лечебных картинах, а также об эгоизме и идеальной жизни.

Ее работы «дышат» и заставляют погружаться… в воспоминания. Вот я стою около валунов Финского залива, а мама, тетя и сестра зовут есть мороженое… Когда узнаю, что это не Петербург, а Кипр, удивляюсь: так похоже… А вот дорога, ведущая к бабушкиному дому… И пусть это тоже не она - у меня на душе уже стало тепло и радостно.

Оглядываюсь: люди вокруг замерли, некоторые, как и я, стоят с полузакрытыми глазами, может быть, тоже улетают мыслями к себе прежним, юным и беззаботным. Картины художника Елены Воронцовой обладают каким-то магическим эффектом. В этих изящных, проникновенных полотнах каждый может найти что-то свое, понятное только ему.

Елена Воронцова 1.jpg

Про главное и второстепенное

- Елена, вы помните свой первый рисунок?

- Я с раннего детства всегда что-то рисовала. Мне казалось, что карандаш или кисточка - это… продолжение руки. Такое чувство сохранилось и по сей день. Обожаю работать с бумагой: не только рисунок, даже процесс написания текста приносит мне колоссальное удовольствие. В 3 - 4 года мои картины были полной абстракцией (смеется). А вот к 5 – у меня уже появилось первое личное достижение. Я изобразила грибы. Те, что папа принес из леса… На бумаге они выглядели как настоящие, казалось, что я даже чувствовала их запах.

- Натюрморт делали вместе с папой? В вашей семье есть художники?

- Мои родители далеки от любого вида искусства. Мама работает воспитателем в детском саду, папа был электриком. Он погиб, когда мне было 11…

Дары матери.jpg

- Как начинался ваш творческий путь? Нужно ли художнику иметь специальное образование?

- Мною всегда руководило желание выражать свои мысли на бумаге. Оно и обусловливало выбор учебных заведений: художественная школа, строительный колледж, который привлек возможностью делать чертежи. Что касается специального образования, оно, конечно, желательно. И я думаю, что это будет моей дальнейшей ступенью развития.

- То есть рисование всегда «шагало» с вами рядом? Или же были перерывы?

- После окончания колледжа я почти перестала рисовать. Началась офисная работа, учеба в институте бизнеса... Быт отодвинул в сторону творческую деятельность. Но во мне рос и ширился внутренний протест. Я начала читать книги о возрождении в себе «творческого ребенка». И в определенный мо хватило смелости снова взяться за кисть. Я ушла из офиса, и мое творческое начало восторжествовало. Теперь я посвящаю себя в основном рисованию и учебе (моим педагогом стал художник Анатолий Иванович Шлюпкин, еще посещаю студию художника Дениса Петруленкова).

- Получается, что искусство не терпит «двоеженства»? Нельзя работать в офисе и параллельно заниматься живописью?..

- В моем случае - да. Для меня это был период творческого кризиса, который я, к счастью, преодолела. Как будет дальше? Планирую развиваться в своем увлечении живописью и стремиться, чтобы оно переросло в работу.

Чародейство.jpg

Про мистику и удивления

- Многие из ваших картин «транслируют в мир» уют и умиротворение. Наверняка они пишутся в момент внутренней гармонии. Но есть также полотна очень эмоциональные. В каком состоянии духа они рождаются?

- Идеально, когда получается писать картины не с помощью разума, который все контролирует, а эмоций. Я считаю, что творчество не требует анализа. Если полотно на выходе меня удивило (мол, неужели это сделала я?!), значит, оно удалось! У меня действительно много классических работ: натюрмортов и пейзажей. Но в последнее время я стремлюсь закладывать в свои картины элементы мистики. Так у меня родилось несколько фэнтези-полотен. Вот девушка в красном платье, стоит спиной к зрителям и держит в руках огниво с книгой, смотрит на светящуюся над лесом луну… Название картины - «Ведьма». Но тот, кто причислит девушку к темным силам, будет не прав. Моя ведьма - это ведающая мать, обладающая знаниями, которые могут принести пользу людям, она «несущая свет»...

Есть у меня и девушка с крыльями, держащая в руках магический шар (картина называется «Чародейство»). С виду - ангел, но с чертовщиной в глазах. Ее шар - это ее намерения… Эта картина о том, что свою жизнь мы создаем сами, и она не может быть исключительно правильной…

Охота.jpg

- Вы отметили, что лучшими считаете те картины, которые вас удивили. Например?

- Я бы выделила работу под названием «Охота». Это первый для меня портрет девушки. Помню, долго не верила, что создала его сама. Видимо, мне это удалось при помощи высших сил (улыбается). От процесса работы и от вида созданной картины я получаю гигантское удовлетворение, которое не сравнится ни с какими обыденными вещами в жизни. С каждым полотном я лучше понимаю себя!

- Видимо, еще и с каждой новой поездкой? Знаю, вы очень любите путешествовать, и после каждой открытой вами страны рождаются картины…

- Вы правы! Недавно в Москве, в галерее «Нико», на выставке современных художников BelART выставлялись некоторые мои пейзажи. В будущем планирую создать серию работ по мотивам мест, где я была и где еще планирую побывать. Пока в моей «копилке» - индийский Тадж-Махал, кипрский Пафос (место рождения Афродиты), море в Таиланде… Скоро буду «оживлять» свои китайские воспоминания. А пока вслепую «колдую» - пишу итальянские и французские картины в надежде там побывать. Визуализирую (смеется)…

Пафос. Крит.jpg

«Вылить» боль на картину, или Сама себе доктор

- Когда вы работаете, должна быть тишина?

- Люблю писать дома, в уединении. Бывает, включаю музыку: Muse, «Алису», «Наутилус», «Чайф». Иногда пишу на пленэре. Так появилась картина «На семи холмах».

- А используете компьютерные программы?

- Я долгое время работала с акварелью. Но сейчас выбрала масло. Воздушным, прозрачным краскам предпочитаю жирные мазки. Есть у меня и работы карандашом. А что касается компьютерного вмешательства в живопись, которое диктует современный мир, считаю, что оно «омертвляет» рисунок. Краски и холст имеют душу, а монитор и мышка - это уже механическое творчество, не мое…

- Вы кому-то посвящаете свои картины?

- Пока только маме. Я написала ей натюрморт, где изображены цветы в вазе и перцы, которые она сама вырастила.

- Как часто решаетесь на эксперименты?

- Недавно у меня возникла мысль «вылить» на бумагу свои негативные чувства. Пока не знаю, что получится. Даже немножко страшно отойти от определенных линий, цветов… При этом «поймать» арт-терапевтический эффект.

Ведьма.jpg

- Насколько важна обратная связь: реакция людей на ваши работы?

- Добрые слова радуют и вдохновляют. После первой персональной выставки я проснулась с огромным желанием быстрее сесть за холст и удивить своих зрителей новыми работами.

- А с критикой сталкивались? Как вы к ней относитесь?

- Самый страшный критик - внутренний. Но я благодарна ему, ведь он заставляет развиваться и совершенствоваться. Как и конструктивная критика других людей.

Фантазии об идеальной жизни

- А в жизни вы какая? Интроверт или экстраверт?

- Стопроцентный интроверт. Уединение наполняет меня силами, помогает расставить по полочкам все в голове, воодушевляет… Что касается общения, я его не чураюсь, но предпочитаю получать его дозированно. Общаюсь исключительно с приятными мне людьми.

- Что помогает отдохнуть душой?

- Я очень люблю разные тренинги по самопознанию. Главное, что я вынесла из них, - необходимо настроить связь со своим «внутренним я», понять себя и принять.

- Какое у вас идеальное утро?

- Мое утро традиционно начинается с полуторачасового занятия спортом либо йогой, ведь в течение дня мне, человеку, который много времени проводит за мольбертом и книгами, не хватает физической нагрузки. Еще я ежедневно веду дневник, медитирую, изучаю английский и, конечно, рисую. А раз в месяц стараюсь устраивать творческие свидания сама с собой. Как это происходит? Сажусь и веду внутренний диалог, узнаю, куда бы я хотела пойти и что сделать, слушаю себя и исполняю свои желания.

- Эта методика не граничит с эгоизмом?

- Возможно. Но иногда нужно его себе позволять.


Автор: Ольга Градова







Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад

Об этом рассказала сестра погибшего в одном из местных пабликов....

36 минут назад
Единый федеральный телефонный номер горячей линии 8-800-220-0-220...
43 минуты назад
сегодня, 10:51

Еженедельно по четвергам директор филиала ПАО «Россети...

Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 103