«Т-34». На трезвую голову не смотреть!

Культура

1 января на экраны выкатился боевик знатного «бригадира» и «бойца с тенью» Алексея Сидорова «Т-34». Бронированное кино про «войнушку» (иначе не скажешь) приняло танковую эстафету от «Несокрушимого» «КВ-1» Константина Максимова.

«Боевые звенья танков», символизирующие мощь Великой Победы, появлялись в прошлом году на российских экранах трижды. В роли первой бронированной ласточкой 2018-го выступил кино-трэш Кима Дружинина «Танки», снятый в стилистике «Неуловимых мстителей», который имел мало общего с реальной историей создания легендарного «Т-34». Эта зрелищная и динамичная пустышка (единственное достоинство приключенческой ленты) изобиловала дикой смесью из гонок на танках, засад и перестрелок.

Пожалуй, если и был, помимо действительно оригинального экшн-динамизма, немаловажный плюс у опереточных «Танчиков» - «Танков», так это мейнстрим - популяризация памяти о талантливом и самоотверженном конструкторе Михаиле Ильиче Кошкине.

В октябре свое слово о танках сказал режиссер Константин Максимов. В основу его фильма «Несокрушимый» легла реальная история подвига экипажа танка «КВ-1» и его командира – Героя Советского Союза лейтенанта Семена Коновалова, который принял неравный бой с немецкой танковой колонной в июле 1942 года в районе хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области. Подпустив первую колонну из 35 танков, экипаж «КВ» открыл огонь и уничтожил четыре танка, остальные не приняли бой и отошли обратно.

Через некоторое время уже 55 немецких «панциров» (как значилось в наградном протоколе) атаковали деревню, однако экипаж Коновалова поджег еще шесть танков и заставил остальных откатится вторично. При отражении третьей и последней атаки, экипаж израсходовал все снаряды, от неоднократных попаданий снарядов танк был обездвижен, однако уничтожил еще шесть танков, одну бронемашину и восемь автомашин с немецкой пехотой, после чего немцы подтянули к танку 105-миллиметровое орудие, огнем которого подожгли «КВ»…

Подвиг, достойный легенды. Однако ни мастерства, ни выразительных средств у Максимова для ее воплощения не нашлось. «Несокрушимый» разочаровал до слез и боли в сердце шаблонной стандартностью, беспомощной режиссурой, скучным сценарием и невыдающейся операторской работой. А еще надуманной, далекой от реальности фабулой. На эмоциональный прорыв могла претендовать лишь трагическая завязка военной драмы. На этом – все! Если не считать любовной линии, написанной специально для продюсера фильма актрисы Ольги Погодиной и занявшей львиную долю в хронометраже картины.

Широко разрекламированный «Т-34» Алексея Сидорова, снятый в стиле компьютерной стрелялки World of Tanks, оказался под стать «Несокрушимому». Лживым, неумелым, клипмейкерским, эксплуатирующим сюжет военной драмы Никиты Курихина и Леонида Менакера «Жаворонок» (1964). О чем, в принципе, авторы этой альтернативной военной истории предпочли умолчать. Ибо сравнение двух фильмов отнюдь не в пользу «Т-34» ни по накалу страстей, ни по идее, заложенной в фильме.

В «Жаворонке», номинированном в 1965 году на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, мир впервые увидел другую войну. Настоящую. Ту, что «не до ордена - была бы Родина». По-другому и быть не могло, ведь над картиной работали фронтовики - командир взвода тяжелых танков Сергей Орлов, пехотный капитан Михаил Дудин, стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин и Леонид Менакер.

В основу «Жаворонка» положен подлинный факт. Однажды на глаза режиссера Леонида Менакера попался номер «Правды», перепечатавшей опубликованную в газете «Гвардеец» в 1962 году статью «Подвиг капитана». Не статью - скорее, легенду. В 1942 году в глубоком тылу немцы на крупном полигоне упражнялись в стрельбе по трофейной «тридцатьчетверке». Чтобы провести маневры, из Бухенвальда привезли советского капитана, который, едва взявшись за рычаг, передавил орудия с расчетами и вырвался с полигона. Безымянного героя смогли остановить, когда в танке закончилось горючее. Его схватили и, по одной версии, тут же расстреляли. По другой – избив, вернули в концлагерь. Есть и третья версия – озверевший генерал Гудериан, на глазах у которого происходили эти события, лично обратился к пленному и, со словами: «Ты лучший танкист из тех, которых я видел. Именно поэтому...», – в упор разрядил в него свой пистолет.

Так и возникла идея снять этот фильм. Неважно, что в финале герои «Жаворонка» гибнут. Важно другое: «Т-34» и его экипаж явились предвестниками Победы, первой ласточкой, вернее, жаворонком советских танковых колонн, взлетевшим в бессмертие над землей захватчиков Родины.

Другое дело скачущий по верхам легендарных событий разухабистый «Т-34» Алексея Сидорова!

В синопсисе к фильму отражено следующее: «В 1941-м году вчерашний курсант Ивушкин вступает в неравный бой против танкового аса Ягера. Мало кто верит, что у него есть шанс – в одиночку разбить дюжину немецких танков. И все же, удача любит смелых. Второй встречи Ивушкина и Ягера могло не быть, но судьба на войне умеет удивлять траекторией и каждому дарит свое. Одному – любовь, с которой ничего не страшно, другому – одержимость, которая гонит вперед, сжигая изнутри.

1944-й год, танковый полигон Ордруф. Пленный Ивушкин задумывает дерзкий побег. На легендарной «тридцатьчетверке» он бросает вызов Ягеру, его «пантерам» и своей судьбе».

Я не военный историк, и авторитетно исследовать технические нюансы ведения боев на бронемашинах вряд ли смогу. Но то, что я увидела на экране иначе, как развесистая клюква, не назовешь.

Боевик Сидорова напрочь сносит зрителю башню, начиная с повествования про житие военнопленных в лагере Ордруф, когда на экране возникает иконописный Коля Ивушкин (уже всем намозоливший глаза Александр Петров) с не менее живописной бородой. Как он сумел отрастить бороду в концлагере, где заключенных обривали наголо, боясь тифозных вшей, и выжить, попав в плен в 1941 году, одному Богу известно. И не просто выжить, но семь (!) раз попытаться осуществить побег. По всей видимости, добрые ему фашисты попадались. Нелепый абсурд, сопоставимый разве что с историей вайнеровского разведчика Шарапова, сделавшего 20 (!) ходок за линию фронта.

Как поступали нацисты с потенциальными беглецами, правдиво показано в драме Константина Хабенского «Собибор». Расстрел на месте. Точка. Иначе быть не могло. Впрочем, немцы, они бережливые: зачем тратить пули, когда можно человечиной овчарок накормить?..   

Да и сколько мог продержаться за колючей проволокой истощенный донельзя человек? В первые дни войны тысячи взятых в плен советских красноармейцев в пересыльных лагерях вообще не кормили. Как ни цинично это звучит, трава под ногами и кора на деревьях есть, и на том спасибо. На таком «пайке» человек мог просуществовать в лучшем случае несколько недель. Потом – все. Дизентерия и неизбежная смерть. Про зиму и говорить нечего. Военнопленные ели снег.  

Скудный рацион концлагеря на территории Польши - 0,75 литра брюквы или шпината и 200 грамм эрзаца - мог показаться пленному в 1941 году красноармейцу манной небесной…

Их брали в плен, чтобы уничтожить.

Но бессмертный Коля Ивушкин живее всех живых! Воистину Иисус, воскресший из небытия и пребывающий в сносной физической форме. Не сошел с ума, куражится над немчурой, хоть и побиваем плетьми. Скажите, кто бы стал возиться с расходным материалом чудовищной человеческой катастрофы?!

А Ивушкин не просто куражится, он и милосердие к «остовке», лагерной переводчице (Ирина Старшенбаум) проявил, которую его антипод, танковый ас штандартенфюрер Клаус Ягер (Винценц Кифер) намеревался в поучительных целях застрелить.

Дальше – больше. Танкист, наверное, потому и уцелел, что (повторюсь) попал к очень добрым и заботливым фашистам, которые стремятся помочь главным героям боевика разобраться в их сложном внутреннем мире. Концентрационный лагерь порой смахивает на курорт. Пара повешенных не в счет. Да и гладиаторская бойня, в которой придется принять участие экипажу Ивушкина, расценивается как увлекательный компьютерный квест. Симпатичный Клаус готов слезу пустить, когда наконец-то под коньячок узнает имя своего героического антипода.

Да-да, Ягер милосерден и благороден, для него взаимоотношения с легендарным русским танкистом сродни рыцарской дуэли! Пока эпический «Зигфрид» и советский «Иисус» пьют за успех «общего» дела, стоит упомянуть о еще одном фантастическом эпизоде. Главный герой картины, подбирая экипаж, неожиданно (как в плохом современном кино!) сталкивается со своим славным механиком, белорусом Василенком (Виктор Добронравов), с которым еще в начале фильма громил фашистские «панциры» под Москвой близ деревни Нефедово в 1941 году. Там, где разыгрался первый акт «марлезонского балета» - его первой дуэли с унтер-офицером Клаусом Ягером.      

Между тем Ивушкину и механику Василенку предстоит непростая задача – поставить «на ноги» трофейную модернизированную «тридцатьчетверку». Пока наши бойцы несколько лет чудом выживали за колючей проволокой, советский танковый «автопром», поди, далеко ушел. Чтобы разобраться, как работает эта груда железа, нужно время и восстановление растерянных за долгие годы плена профессиональных навыков. Сказка ложь, да в ней намек: смекалистый механик творит чудеса. Чудеса творятся и дальше: в танке, которому суждено стать мишенью для немецких курсантов, под телами погибшего экипажа неожиданно обнаруживаются боеприпасы. Добрые, наивные и великодушные фашисты и тут дают слабину – разрешают Ивушкину похоронить советских танкистов и даже не удосуживаются поинтересоваться, а что там в танке, помимо разложившихся трупов, было?.. Шесть снарядов, которыми бывалый русский вояка распорядится по своему усмотрению.

Где ни копни, везде лажа и детский лепет. На общем фоне творящегося на экране безумия украденная «ост»-переводчицей Анной карта и ее продуманный побег из лагеря фантастикой уже не кажется. Как не кажется притянутой за уши лихая борьба Клауса и Николая, до последних кадров выясняющих, у кого ствол длиннее и башня крепче.

Пока взрослые мальчики азартно гоняются друг за другом на танках, форсируя препятствия, у зрителя возникает закономерный вопрос: зачем Алексею Сидорову понадобилось снимать такое кино? Бездушное, поверхностное, лишенное малейшего представления и понимания о том, что такое ВОЙНА.          

«Т-34», превращенный в выморочный зрелищный аттракцион в IMAX, оскорбляет память павших. Тех, кто в отличие от сказочных персонажей сидоровской бронированной пулялки, одобренной Министерством культуры РФ, не вернулся с полей сражений. Все в этом недалеком и идеологически вредном фильме дурно, все! Неуместные шутки-прибаутки, неизменная любовная линия, отдающая конъюнктурой – ведь далеко не каждой женщине интересно наблюдать за тактическими танковыми маневрами и сражениями на экране, ей любви и нежности хочется. Наблюдаешь за набросанной пунктиром любовной линией и внутреннее содрогаешься. Неужто и здесь, как в приснопамятных «Танках», героиня Старшенбаум обнажится и начнет соблазнять героя Петрова, изголодавшегося по женской ласке, своими манящими прелестями? К счастью, до откровенной пошлости дело все-таки не дошло. Сидоров нашел в себе силы остановиться…

Но «бабе в танке», как и в «Несокрушимом», место нашлось. А горькой правде – нет. Война – это сметающий все на своем пути ужас. Это – кровь. Мука. Страдание. Война на экране – это «Иди и смотри» Элема Климова, «Восхождение» Ларисы Шепитько, но отнюдь не танковый квест.

Горько и больно видеть, как живая история становится даже уже не легендой, а новогодним мифом, превращенным в рекламную ура-компанию для ура-патриотов, которые, посмотрев «Т-34», натужно восхищаются эффектной пустышкой с бюджетом в 600 миллионов рублей. Пустышкой, которую ее создатели даже не сумели достойно завершить, оборвав картину на полуслове.

Я видела глаза людей, покидавших зал. В глазах читалось недоумение. Бюджет отобьют, фильм еще долго не сойдет с экранов, пока не заработает сверхприбыль. А в похмельных с праздника душах останется… сверхубыль. Пустота, которую не залатать.

P.S. «...хороший фильм можно снять и по газетной публикации...», - любил говорить Леонид Менакер. Сегодня, увы, уже нет.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
15.03.2024 15:22
Документ предусматривает взаимодействие сторон в вопросах ду...
вчера, 13:48
Свое избирательное право реализовали подозреваемые, обвиняем...
13 минут назад
Депутат Госдумы от «Единой России» побывал в нескольких учре...
сегодня, 12:31

Мужчина не оставлял требуемые подписи в публикациях. На ...

Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 103