Пятница, 02 декабря 2016 года

Погода -9..-11 С о

Борис Бланк ставит Горького в Смоленске

Культура 11:37, 26 августа 2010

- Чудовища мои, что вы хотите у меня спросить? – с ходу огорошил нас, двух журналисток, Борис Бланк и рассмеялся отрывисто, обезоруживающе добродушно. 
Обижаться на «чудовищ» Бланка невозможно – это одно из его любимых  словечек. Начинает с «чудовищ», заканчивает, как правило, «золотцем»… Честное слово, получить такой забавный комплимент от живой легенды отечественного кинематографа  лестно.  Говорить с мэтром, понятное дело, -гораздо  интереснее, чем выслушивать «чудовищные» комплименты: невольно чувствуешь себя студенткой, загипнотизированной профессорской лекцией… Не перебивать вопросами, просто сидеть и слушать.
Впрочем, повод для разговора был – Борис Бланк ставит в драмтеатре «Грех» по пьесе Максима Горького «Зыковы».
   
- Как получилось, что такой известный человек, как Вы, обязались всего за четыре недели  поставить спектакль на нашей сцене?

- Со Смоленском у меня многое связано… Несколько лет я работал с Игорем Южаковым, в 1986-1990 годах руководившим смоленским драматическим театром. Театр при Южакове знавал блестящие времена - Игорь был режиссером исключительного таланта... К сожалению, его съели. И не только в Смоленске, Южакова и в Иваново скушали. Судьба этого талантливого человека была очень странная, и вместе с тем такая горькая, хотя спектакли Южакова пользовались успехом у зрителей, и даже критика не могла их поносить. Быть может, потому, что иногда у властей и, что скрывать, у самих актеров возникает интуитивное, почти животное ощущение, что ты… СЛИШКОМ ТАЛАНТЛИВ  для этого места!
Быть может, хоть Смоленск мне достаточно чужой (я говорю об отношении так называемого высшего общества к искусству, в частности, к театру), но я люблю ваш театр, его доброжелательную атмосферу. Приятно, что меня помнят, да и сама сцена большая, позволяет развернуться.
Смоленск мне дорог и тем, что здесь  трижды проводился международный кинофестиваль «Новое кино. XXI век», президентом которого был Геннадий Полока,  а я входил в президентский совет кинофорума и в состав жюри.
Так случилось, что и в этом году смоляне пригласили меня на  «Смоленский ковчег».  Кстати, мой друг, Валерий Беляев, который во времена Южакова играл на сцене драмтеатра, выступил в роли руководителя этого театрального проекта.  Я дал мастер-класс и договорился с администрацией театра о постановке горьковской пьесы «Зыковы».
- Сегодня Горького игнорируют, Горького ругают. Вас это не смущает? 
- Горький – крупнейший драматург! Свинская у нас психология - то изничтожают писателей, то каются. «Не согрешишь – не покаешься» - чудовищная поговорка, попустительствующая  мерзостям, творимым на этом свете.  Сначала грешат, потом каются, потом снова грешат, возвеличивая кого-нибудь до небес...  Для большинства и Достоевский, и Толстой, и «наше все» Пушкин - всего лишь общие слова! Когда у меня спрашивают, «кого вы считаете лучшим режиссером, драматургом, композитором, художником?», вспоминаю расхожую присказку про известного скрипача, которого замучили вопросами о том, какое он место занимает в мировой иерархии.  А он возьми и ответь: «Второе». -  «А первое кто?» -  «Ну, этих много…» 
Господь  отмечает талантом и гениальностью многих людей, превосходных композиторов и драматургов. Но порой ты остро чувствуешь, что именно этот человек увидел Бога. Каких только блистательных художников не знала история искусства, но был только один человек – Рембрандт, увидевший Господа. Да, Моцарт неподражаем, но в мире есть один композитор,  говоривший с Богом, - Бетховен!
Блестящих прозаиков масса – Толстой, Достоевский… Но за всю историю художественного слова было всего два величайших прозаика в мире, которых поцеловали небеса, - Чехов и Мопассан. Все остальные писали  талантливо! В драматургии – Шекспир, Брехт и Горький - драматург  невероятного могущества и неистовой мощи.
К сожалению,  комплексы Чехова сработали в его драматургии. Антон Павлович был талантливый прозаик, но - кокетливый драматург… Меня смешат высоколобые умники, которые говорят «Но мы-то, наконец, Чехова раскроем!»  Вы можете раскрывать его сколько угодно, и все равно упретесь в ватную стену, пробить которую невозможно.
В мире есть еще одна грандиозная фигура, драматургию которой, к сожалению, ставят только в России, – Александр Островский. Он писал таким языком, что даже я не решился бы его ставить!  Нужно, чтобы актеры чувствовали вкус языка,  язык Островского – это азбука русского языка, его альфа и омега.
Со мной могут соглашаться или не соглашаться. Это меня совершенно не волнует,  я на запах чувствую неправду. Мнение других может волновать меня только по одной простой причине – я завишу от него. Хочется, чтобы тебя  громко хвалили или хотя бы громко ругали, да и вообще любили.
- А почему лично Вам близок Горький?
- Я чувствую, что Горький – это про меня. Когда ЭТО - про меня, ЭТО меня интересует. Если про всех других – пусть это их интересует!  Убежден, что если правильно раскрою материал, найдется достаточное количество чувствующих, порядочных  людей, которые поймут спектакль. Но большинства не будет,  несомненно.
Почему я люблю «Старика» и «Зыковых»?  Это экзистенциальные пьесы! Горький-то был в свое время популярен как социальный драматург, и эта социальная тема есть в пьесе «На дне», а в «Старике» и «Зыковых» отсутствует.  Но в какую шекспировскую мощь выливаются эти личные, негромко рассказанные истории! Ты видишь за простейшим текстом бездну, потому что Горький так много знал человеческих тайн, что ему было  трудно с этим жить.
Если говорить о кино, я хочу снять трилогию по Горькому.  «Грех», снятый по «Старику», уже вышел.  Мне бы и «Зыковыми» заняться (трилогию завершит картина, снятая по мотивам «На дне»»), но достать деньги на Горького очень трудно, вокруг его имени вакуум. Втемяшилось в головы – «соцреализм»... Да не соцреализм это! Почему никого не волнует, что Достоевский был игрок и человеконенавистник? А Горький даже не был человеконенавистником, хотя слишком хорошо знал людей, чтобы их любить.  Любить их он не мог, но сочувствовал каждому человеку.  
Горького отличает грандиозное знание психологии, отраженное в репликах его персонажей. Каждая фраза – открытие. Читаешь и наслаждаешься. Меня просто сразили в «Мещанах» строки: «За добро всегда плати добром, но только не очень много, чтобы человек не подумал, что добро слишком выгодный товар»... Каждая строчка наполнена глубочайшей философией! По Горькому за зло всегда платят злом. И если ты попросил кусок хлеба, а тебе  в руку сунули камень, горы обрушь на обидчика!  И ты понимаешь, что, прежде чем затевать реформы и революции, стоит прочесть Горького, и все сразу же станет на свои места.
У Горького все построено на конфликте, и даже афоризмы сражаются друг с другом, опровергают друг друга!   В пьесе «На дне» Медведев говорит Клещу: «Что я тебе плохого сделал?» - «А что ты мне хорошего сделал?» Гениально! Здесь интересно то, что европейская психология строится на другом принципе: если ты мне не доставил неприятностей, значит, ты хороший человек. Наша психология человеческих взаимоотношений совершенно другая. И она моя тоже! «Вот ему помогли, и он уже начал снимать кино, а я не начал. Значит, ему ты помог, а мне нет? Ах ты сволочь!» И ничего сделать с собой не могу! И даже не скрываю этого.
Горький - незыблем! Дерзок! Бунтарь! Он современен и востребован сегодня, что бы мне ни пытались говорить. Горьковские сюжеты можно смело переносить в разные времена.
- Что Вы и делаете, воспользовавшись своим излюбленным приемом переноса действия в другую временную эпоху…
- Классика тем и поразительна, что не нужно менять текст. Со сменой времени и среды она трансформируется. В фильме  «Если бы знать», снятом  по мотивам чеховских «Трех сестер» я перенес действие в годы Гражданской войны. Симферополь, вокзал, беженцы. Когда вокруг одни беженцы, смысл чеховской фразы «В Москву, в Москву!» изменяется. Как попасть в Москву, если туда поезда не ходят?! И что может быть с вами в смутное время, когда вы попадаете в пекло?
Мне мешает только один нюанс – язык, у которого есть свой предел –  конец 20-х годов. Все! Дальше возникает плебейский язык, и люди, говорящие и думающие на этом языке, с их мелкими страстишками и убогим мышлением, меня не интересуют.  Заниматься не личностями – такая тоска! К счастью, в конце 70-х годов русский язык возрождается стараниями поэтов военной поры и шестидесятников, и я чувствую, что здесь рождается и мое время. И время Горького - тончайшего знатока языка.
- Спектакль по «Зыковым» называется «Грех». Почему?
- Потрясающий смысл заложен в слова Зыкова: «Грешен. Но греха я не боюсь. Грех мне не страшен. Печаль мне страшна». И действительно, греха многие не боятся, но живая душа-то страдает, мучается от печали – расплаты за грех! Меня, собственно, и волнуют у Горького эта страсть и мука, механизмы расплаты за грехи…
Почему я люблю горьковского «Старика»? Не за сюжет пьесы, который предельно прост, а за глубочайший драматизм.  Два человека сбежали с каторги. Один попал на каторгу за недоказанное убийство, второй, старик, за изнасилование несовершеннолетней. Старик попался, а его товарищу по несчастью повезло больше – побег удался, он стал крупным бизнесменом. Прошли годы, и вдруг появляется старик, отсидевший свое, и говорит: «Должок…» - «Возьми, сколько хочешь. Я богат». – «Что мне богатство? Мне осталось недолго. Ты пойми, Христос за чужие грехи страдал, а ты за свои почему не желаешь?»  Сделал зло - сначала расплатись, а потом уже твори добро, иначе грех будет слишком легкой обузой, оправданный удобной поговоркой «Не согрешишь – не покаешься»! Поверьте, не действует этот алгоритм: «согрешил – покаялся – прощен».  Отстрадал, и только потом прощен! Без этого нельзя, иначе у человека возникнет ощущение подленькой безнаказанности. А в России и так люди неверующие, что в свое время подметил и Горький: «Они боятся Бога, но не любят его!»  Не любим мы Бога, потому что невозможно с такой легкостью перестроиться от вчерашнего безбожия до сегодняшнего истового поклонения!  Мода на веру пройдет, и опять останутся языческие представления о мире и своем месте в нем. К счастью, России невероятно повезло - господь дал ей взамен веры язык, который сам по себе является духовной структурой народа, а не просто языком общения. По своей емкости, метафоричности и бесконечности русский язык – это библейский язык! Почему все споры вокруг реформы русского языка глупы и никчемны? Еще Бродский сказал, что достаточно оставить язык в покое лет на десять-двадцать, не навязывая реформ, и он, как живой организм, отторгнет все наносное и самостоятельно расставит точки над i. Какая разница,  как  говорить: «звОнит» – «звонИт», «договОр» - «дОговор»? «ДоговОр» - основная норма, «дОговор» - допустимая. А в русском языке всегда основным становится то, что допустимо, а не то, что является нормой! Не понимать этого означает быть идиотом. К сожалению, горе-реформаторы, занимающиеся проблемами языка,  не способны этого осознать. Фу, пакостники!
Не лезьте. Оставьте русский язык в покое лет на 20. Иначе – все! Без религии и языка русский народ превратится в народонаселение, что недопустимо и страшно для гигантской страны. Великий русский язык - дар Всевышнего, содержащий величайший духовный посыл! Утратить его - преступление!
- Какова судьба кинофестиваля «Новое кино. XXI век», который в Смоленске не прижился?
- Да никак... Проблемы с организацией кинофестиваля возникли не только в Смоленске, но и в Нижнем Новгороде, потому что Госкино лишь частично субсидировало «Новое кино». Предполагалось, что и местные власти присоединятся к его финансированию. Увы! С «перестройкой» в Министерстве культуры провели V кинофестиваль в Москве… А дальше все заглохло. Сейчас у всех фестивалей субсидирование урезано, кроме ММКФ. Да не только в деньгах дело. Почему долго держится кинофестиваль в Выборге «Окно в Европу? Да потому, что его город поддерживает, и сами принципы, на основе которых Савва Кулиш создавал выборгский фестиваль, не предполагают шоу. Все скромно, но - тепло! К сожалению, взаимоотношения руководства кинофестиваля с местной администрацией не очень-то сложились. Почему, не понимаю. Но я всегда говорил Геннадию  Полоке, президенту кинофорума «Новое кино. XXI век» и моему другу: «Гена, золото, мало пьешь! Когда пьешь много, отношения быстро налаживаются». Но Геннадий Иванович у нас человек строгих правил... Кстати, его можно поздравить:  ему исполнилось 80 лет, и скоро на экраны выйдет его новый фильм «Око  за око».
- Вряд ли «Золотой Феникс» можно назвать кинофестивалем.  Он больше напоминает  шоу со звездами...     
- Я искренне желаю, чтобы его судьба была счастливой. Чем больше фестивалей, тем лучше для жителей города, потому что в Смоленске слишком мало активной интеллигенции. Пусть приезжают актеры, делают шоу. Пусть будоражат общество! Даже театральный фестиваль «Смоленский ковчег» вносит бурление в мыслящую среду. Люди ходят в театр, обсуждают спектакли.  Думают!
- У вас есть любимые места  в Смоленске?
- У меня нигде нет любимых мест. Когда я приехал в Нью-Йорк (мы снимали «Анну Павлову»), решал  две задачи: выбрать натуру для съемок и… хорошо поесть и выпить, получить удовольствие. Меня звали в музей Гугенгейма. Разве я не видел репродукций работ из этого музея? Не смешите меня!  Мне говорят: «Посмотри, какие небоскребы!» Ну и что?
 «Ну что еще, чудовища вы мои?», - рассмеялся на прощанье Борис Бланк и удалился репетировать «Грех»…


Справка «РП»


Борис Бланк – художник кино, режиссер, актер. В 1963 году окончил художественный факультет ВГИКа. В кино дебютировал в 1964 году в качестве художника-постановщика фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!» В этом же году Борис Бланк стал автором декораций самого первого спектакля Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана».  Художник, приложивший руку к оформлению не менее 70 спектаклей и созданию художественного пространства 50 фильмов. Президент Гильдии художников кино Союза кинематографистов России. Народный художник РФ.  Трижды лауреат премии «Ника» (1990, 1992, 1993). Лауреат премии «Театрал».
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоленский суд арестовал 9,3 миллиарда рублей российской «дочки» IKEA
сегодня, 21:01
268

Это соответствует сумме иска бизнесмена Константина Пономарева,...

В Смоленске пропал 35-летний мужчина
сегодня, 20:32
587

28 ноября Михаил Капранов вышел из магазина «Магнит»...

В Смоленской области будут судить наркоторговцев
сегодня, 17:42
184
Шестеро смолян привозили «спайс» из Москвы и продавали его в...
Бюджет Смоленской области прошел первое чтение
сегодня, 17:32
176
Главный финансовый документ региона на предстоящую трехлетку...

Опрос

Какой подарок вы хотели бы на Новый год?


   Ответили: 367