Пятница, 24 ноября 2017 года

Погода -5..-7 С о

Борис Бланк ставит Горького в Смоленске

Культура 11:37, 26 августа 2010

- Чудовища мои, что вы хотите у меня спросить? – с ходу огорошил нас, двух журналисток, Борис Бланк и рассмеялся отрывисто, обезоруживающе добродушно. 
Обижаться на «чудовищ» Бланка невозможно – это одно из его любимых  словечек. Начинает с «чудовищ», заканчивает, как правило, «золотцем»… Честное слово, получить такой забавный комплимент от живой легенды отечественного кинематографа  лестно.  Говорить с мэтром, понятное дело, -гораздо  интереснее, чем выслушивать «чудовищные» комплименты: невольно чувствуешь себя студенткой, загипнотизированной профессорской лекцией… Не перебивать вопросами, просто сидеть и слушать.
Впрочем, повод для разговора был – Борис Бланк ставит в драмтеатре «Грех» по пьесе Максима Горького «Зыковы».
   
- Как получилось, что такой известный человек, как Вы, обязались всего за четыре недели  поставить спектакль на нашей сцене?

- Со Смоленском у меня многое связано… Несколько лет я работал с Игорем Южаковым, в 1986-1990 годах руководившим смоленским драматическим театром. Театр при Южакове знавал блестящие времена - Игорь был режиссером исключительного таланта... К сожалению, его съели. И не только в Смоленске, Южакова и в Иваново скушали. Судьба этого талантливого человека была очень странная, и вместе с тем такая горькая, хотя спектакли Южакова пользовались успехом у зрителей, и даже критика не могла их поносить. Быть может, потому, что иногда у властей и, что скрывать, у самих актеров возникает интуитивное, почти животное ощущение, что ты… СЛИШКОМ ТАЛАНТЛИВ  для этого места!
Быть может, хоть Смоленск мне достаточно чужой (я говорю об отношении так называемого высшего общества к искусству, в частности, к театру), но я люблю ваш театр, его доброжелательную атмосферу. Приятно, что меня помнят, да и сама сцена большая, позволяет развернуться.
Смоленск мне дорог и тем, что здесь  трижды проводился международный кинофестиваль «Новое кино. XXI век», президентом которого был Геннадий Полока,  а я входил в президентский совет кинофорума и в состав жюри.
Так случилось, что и в этом году смоляне пригласили меня на  «Смоленский ковчег».  Кстати, мой друг, Валерий Беляев, который во времена Южакова играл на сцене драмтеатра, выступил в роли руководителя этого театрального проекта.  Я дал мастер-класс и договорился с администрацией театра о постановке горьковской пьесы «Зыковы».
- Сегодня Горького игнорируют, Горького ругают. Вас это не смущает? 
- Горький – крупнейший драматург! Свинская у нас психология - то изничтожают писателей, то каются. «Не согрешишь – не покаешься» - чудовищная поговорка, попустительствующая  мерзостям, творимым на этом свете.  Сначала грешат, потом каются, потом снова грешат, возвеличивая кого-нибудь до небес...  Для большинства и Достоевский, и Толстой, и «наше все» Пушкин - всего лишь общие слова! Когда у меня спрашивают, «кого вы считаете лучшим режиссером, драматургом, композитором, художником?», вспоминаю расхожую присказку про известного скрипача, которого замучили вопросами о том, какое он место занимает в мировой иерархии.  А он возьми и ответь: «Второе». -  «А первое кто?» -  «Ну, этих много…» 
Господь  отмечает талантом и гениальностью многих людей, превосходных композиторов и драматургов. Но порой ты остро чувствуешь, что именно этот человек увидел Бога. Каких только блистательных художников не знала история искусства, но был только один человек – Рембрандт, увидевший Господа. Да, Моцарт неподражаем, но в мире есть один композитор,  говоривший с Богом, - Бетховен!
Блестящих прозаиков масса – Толстой, Достоевский… Но за всю историю художественного слова было всего два величайших прозаика в мире, которых поцеловали небеса, - Чехов и Мопассан. Все остальные писали  талантливо! В драматургии – Шекспир, Брехт и Горький - драматург  невероятного могущества и неистовой мощи.
К сожалению,  комплексы Чехова сработали в его драматургии. Антон Павлович был талантливый прозаик, но - кокетливый драматург… Меня смешат высоколобые умники, которые говорят «Но мы-то, наконец, Чехова раскроем!»  Вы можете раскрывать его сколько угодно, и все равно упретесь в ватную стену, пробить которую невозможно.
В мире есть еще одна грандиозная фигура, драматургию которой, к сожалению, ставят только в России, – Александр Островский. Он писал таким языком, что даже я не решился бы его ставить!  Нужно, чтобы актеры чувствовали вкус языка,  язык Островского – это азбука русского языка, его альфа и омега.
Со мной могут соглашаться или не соглашаться. Это меня совершенно не волнует,  я на запах чувствую неправду. Мнение других может волновать меня только по одной простой причине – я завишу от него. Хочется, чтобы тебя  громко хвалили или хотя бы громко ругали, да и вообще любили.
- А почему лично Вам близок Горький?
- Я чувствую, что Горький – это про меня. Когда ЭТО - про меня, ЭТО меня интересует. Если про всех других – пусть это их интересует!  Убежден, что если правильно раскрою материал, найдется достаточное количество чувствующих, порядочных  людей, которые поймут спектакль. Но большинства не будет,  несомненно.
Почему я люблю «Старика» и «Зыковых»?  Это экзистенциальные пьесы! Горький-то был в свое время популярен как социальный драматург, и эта социальная тема есть в пьесе «На дне», а в «Старике» и «Зыковых» отсутствует.  Но в какую шекспировскую мощь выливаются эти личные, негромко рассказанные истории! Ты видишь за простейшим текстом бездну, потому что Горький так много знал человеческих тайн, что ему было  трудно с этим жить.
Если говорить о кино, я хочу снять трилогию по Горькому.  «Грех», снятый по «Старику», уже вышел.  Мне бы и «Зыковыми» заняться (трилогию завершит картина, снятая по мотивам «На дне»»), но достать деньги на Горького очень трудно, вокруг его имени вакуум. Втемяшилось в головы – «соцреализм»... Да не соцреализм это! Почему никого не волнует, что Достоевский был игрок и человеконенавистник? А Горький даже не был человеконенавистником, хотя слишком хорошо знал людей, чтобы их любить.  Любить их он не мог, но сочувствовал каждому человеку.  
Горького отличает грандиозное знание психологии, отраженное в репликах его персонажей. Каждая фраза – открытие. Читаешь и наслаждаешься. Меня просто сразили в «Мещанах» строки: «За добро всегда плати добром, но только не очень много, чтобы человек не подумал, что добро слишком выгодный товар»... Каждая строчка наполнена глубочайшей философией! По Горькому за зло всегда платят злом. И если ты попросил кусок хлеба, а тебе  в руку сунули камень, горы обрушь на обидчика!  И ты понимаешь, что, прежде чем затевать реформы и революции, стоит прочесть Горького, и все сразу же станет на свои места.
У Горького все построено на конфликте, и даже афоризмы сражаются друг с другом, опровергают друг друга!   В пьесе «На дне» Медведев говорит Клещу: «Что я тебе плохого сделал?» - «А что ты мне хорошего сделал?» Гениально! Здесь интересно то, что европейская психология строится на другом принципе: если ты мне не доставил неприятностей, значит, ты хороший человек. Наша психология человеческих взаимоотношений совершенно другая. И она моя тоже! «Вот ему помогли, и он уже начал снимать кино, а я не начал. Значит, ему ты помог, а мне нет? Ах ты сволочь!» И ничего сделать с собой не могу! И даже не скрываю этого.
Горький - незыблем! Дерзок! Бунтарь! Он современен и востребован сегодня, что бы мне ни пытались говорить. Горьковские сюжеты можно смело переносить в разные времена.
- Что Вы и делаете, воспользовавшись своим излюбленным приемом переноса действия в другую временную эпоху…
- Классика тем и поразительна, что не нужно менять текст. Со сменой времени и среды она трансформируется. В фильме  «Если бы знать», снятом  по мотивам чеховских «Трех сестер» я перенес действие в годы Гражданской войны. Симферополь, вокзал, беженцы. Когда вокруг одни беженцы, смысл чеховской фразы «В Москву, в Москву!» изменяется. Как попасть в Москву, если туда поезда не ходят?! И что может быть с вами в смутное время, когда вы попадаете в пекло?
Мне мешает только один нюанс – язык, у которого есть свой предел –  конец 20-х годов. Все! Дальше возникает плебейский язык, и люди, говорящие и думающие на этом языке, с их мелкими страстишками и убогим мышлением, меня не интересуют.  Заниматься не личностями – такая тоска! К счастью, в конце 70-х годов русский язык возрождается стараниями поэтов военной поры и шестидесятников, и я чувствую, что здесь рождается и мое время. И время Горького - тончайшего знатока языка.
- Спектакль по «Зыковым» называется «Грех». Почему?
- Потрясающий смысл заложен в слова Зыкова: «Грешен. Но греха я не боюсь. Грех мне не страшен. Печаль мне страшна». И действительно, греха многие не боятся, но живая душа-то страдает, мучается от печали – расплаты за грех! Меня, собственно, и волнуют у Горького эта страсть и мука, механизмы расплаты за грехи…
Почему я люблю горьковского «Старика»? Не за сюжет пьесы, который предельно прост, а за глубочайший драматизм.  Два человека сбежали с каторги. Один попал на каторгу за недоказанное убийство, второй, старик, за изнасилование несовершеннолетней. Старик попался, а его товарищу по несчастью повезло больше – побег удался, он стал крупным бизнесменом. Прошли годы, и вдруг появляется старик, отсидевший свое, и говорит: «Должок…» - «Возьми, сколько хочешь. Я богат». – «Что мне богатство? Мне осталось недолго. Ты пойми, Христос за чужие грехи страдал, а ты за свои почему не желаешь?»  Сделал зло - сначала расплатись, а потом уже твори добро, иначе грех будет слишком легкой обузой, оправданный удобной поговоркой «Не согрешишь – не покаешься»! Поверьте, не действует этот алгоритм: «согрешил – покаялся – прощен».  Отстрадал, и только потом прощен! Без этого нельзя, иначе у человека возникнет ощущение подленькой безнаказанности. А в России и так люди неверующие, что в свое время подметил и Горький: «Они боятся Бога, но не любят его!»  Не любим мы Бога, потому что невозможно с такой легкостью перестроиться от вчерашнего безбожия до сегодняшнего истового поклонения!  Мода на веру пройдет, и опять останутся языческие представления о мире и своем месте в нем. К счастью, России невероятно повезло - господь дал ей взамен веры язык, который сам по себе является духовной структурой народа, а не просто языком общения. По своей емкости, метафоричности и бесконечности русский язык – это библейский язык! Почему все споры вокруг реформы русского языка глупы и никчемны? Еще Бродский сказал, что достаточно оставить язык в покое лет на десять-двадцать, не навязывая реформ, и он, как живой организм, отторгнет все наносное и самостоятельно расставит точки над i. Какая разница,  как  говорить: «звОнит» – «звонИт», «договОр» - «дОговор»? «ДоговОр» - основная норма, «дОговор» - допустимая. А в русском языке всегда основным становится то, что допустимо, а не то, что является нормой! Не понимать этого означает быть идиотом. К сожалению, горе-реформаторы, занимающиеся проблемами языка,  не способны этого осознать. Фу, пакостники!
Не лезьте. Оставьте русский язык в покое лет на 20. Иначе – все! Без религии и языка русский народ превратится в народонаселение, что недопустимо и страшно для гигантской страны. Великий русский язык - дар Всевышнего, содержащий величайший духовный посыл! Утратить его - преступление!
- Какова судьба кинофестиваля «Новое кино. XXI век», который в Смоленске не прижился?
- Да никак... Проблемы с организацией кинофестиваля возникли не только в Смоленске, но и в Нижнем Новгороде, потому что Госкино лишь частично субсидировало «Новое кино». Предполагалось, что и местные власти присоединятся к его финансированию. Увы! С «перестройкой» в Министерстве культуры провели V кинофестиваль в Москве… А дальше все заглохло. Сейчас у всех фестивалей субсидирование урезано, кроме ММКФ. Да не только в деньгах дело. Почему долго держится кинофестиваль в Выборге «Окно в Европу? Да потому, что его город поддерживает, и сами принципы, на основе которых Савва Кулиш создавал выборгский фестиваль, не предполагают шоу. Все скромно, но - тепло! К сожалению, взаимоотношения руководства кинофестиваля с местной администрацией не очень-то сложились. Почему, не понимаю. Но я всегда говорил Геннадию  Полоке, президенту кинофорума «Новое кино. XXI век» и моему другу: «Гена, золото, мало пьешь! Когда пьешь много, отношения быстро налаживаются». Но Геннадий Иванович у нас человек строгих правил... Кстати, его можно поздравить:  ему исполнилось 80 лет, и скоро на экраны выйдет его новый фильм «Око  за око».
- Вряд ли «Золотой Феникс» можно назвать кинофестивалем.  Он больше напоминает  шоу со звездами...     
- Я искренне желаю, чтобы его судьба была счастливой. Чем больше фестивалей, тем лучше для жителей города, потому что в Смоленске слишком мало активной интеллигенции. Пусть приезжают актеры, делают шоу. Пусть будоражат общество! Даже театральный фестиваль «Смоленский ковчег» вносит бурление в мыслящую среду. Люди ходят в театр, обсуждают спектакли.  Думают!
- У вас есть любимые места  в Смоленске?
- У меня нигде нет любимых мест. Когда я приехал в Нью-Йорк (мы снимали «Анну Павлову»), решал  две задачи: выбрать натуру для съемок и… хорошо поесть и выпить, получить удовольствие. Меня звали в музей Гугенгейма. Разве я не видел репродукций работ из этого музея? Не смешите меня!  Мне говорят: «Посмотри, какие небоскребы!» Ну и что?
 «Ну что еще, чудовища вы мои?», - рассмеялся на прощанье Борис Бланк и удалился репетировать «Грех»…


Справка «РП»


Борис Бланк – художник кино, режиссер, актер. В 1963 году окончил художественный факультет ВГИКа. В кино дебютировал в 1964 году в качестве художника-постановщика фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!» В этом же году Борис Бланк стал автором декораций самого первого спектакля Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана».  Художник, приложивший руку к оформлению не менее 70 спектаклей и созданию художественного пространства 50 фильмов. Президент Гильдии художников кино Союза кинематографистов России. Народный художник РФ.  Трижды лауреат премии «Ника» (1990, 1992, 1993). Лауреат премии «Театрал».


Загрузка комментариев...
Читайте также
Сергей Леонов: "Чтобы было все в порядке с расходами – нужно работать над увеличением доходов"
сегодня, 03:20
В сети появилось видео езды по «встречке» в Смоленске на Королевке
вчера, 22:24
Нарушение правил дорожного движения едва не привело к аварии....
Первый канал показал сюжет о кровавой смерти в больнице Смоленска
вчера, 21:12
В сюжете сказано, что в больнице с 47-летним Сергеем И. не ц...
Сестра мужчины, скончавшегося в больнице Смоленска, поделилась подробностями трагедии
вчера, 20:31
Пятому каналу удалось пообщаться с сестрой Сергея И., которы...

Опрос

Где вы планируете  встречать Новый год?


   Ответили: 810