Понедельник, 19 ноября 2018 года

Погода -1..1 С о

Вязьма потеряла создателя литературного музея Сергея Есенина

Культура 13:45, 19 июня 2018
Вязьма потеряла создателя литературного музея Сергея Есенина

15 июня на 86-м году ушёл из жизни легендарный коллекционер, краевед, создатель литературного музея в Вязьме, Павел Никифорович Пропалов. Когда поэт Елена Круглова сообщила художнику Владимиру Чайке об уходе Павла Никифоровича, то первая фраза, произнесенная художником, была такой: «Рухнул фундамент вяземской культуры…».

«Это был невероятно талантливый коллекционер – вспоминает краевед Наталья Гурская – у него было особое чутьё. Он собирал коллекции профессионально на музейном уровне, всё у него было научно систематизировано, классифицировано. Причём он постоянно занимался самообразованием, читал книги о музейном деле. За какую тему он бы не брался - сразу появлялась система, хронология, порядок хранения. Наравне с библиографическими редкостями, он порой собирал самые неожиданные коллекции. Однажды он мне показал коллекцию фантиков (по научному - филолидия). И это был не просто набор фантиков, а самая настоящая, продуманная и интересная коллекция. С книгами он соблюдал правило трёх экземпляров: одну в экспозицию, одну для работы, одну для хранения или возможного обмена...».

«Я знал Павла Никифоровича, как хорошего друга, – рассказывает литератор Владимир Цуканихин. - Мы с ним вместе работали на Вяземском Машиностроительном заводе, где Пропалов был фрезеровщиком. Но какой это был фрезеровщик! Это был фрезеровщик-поэт! Выточенная им деталь, была настолько ровная, как лаком покрыта, её приятно было взять в руки. А когда у меня были серьёзные семейные трудности - он был первый, кто открыл свои двери и приютил меня».

После прощания, в вяземской библиотеке состоялся вечер памяти Павла Никифоровича, организованный клубом «Краевед». Клуб был создан Павлом Пропаловым ещё в 1991 году. Художник Владимир Чайка попытался обобщить значение музея Пропалова для нашего города: «Что есть вяземская культура? Что главное видится в ней, глядя издалека? Это церковь Одигитрии, Спасская башня, и музей Есенина... Это такие наши фундаментальные, незыблемые вещи, которые, казалось, будут вечно. И то, что закрыт музей Есенина - это всё равно что у нас церковь Одигитрии исчезла бы. У нынешних и грядущих поколений исчезло чудо из чудес, лучший частный литературный музей России! Бывают градообразующие предприятия, заводы..., а бывают - градообразующие личности!
Мы все внуки Пропалова. Мы росли и воспитывались на этом музее. Даже те, кто редко бывал там, и те, чья профессия далека от культуры, росли на этом музее, т.к. невольно удивлялись и учитывали этот музей в своей жизни. Один факт существования такого музея - чудотворно воздействовал на горожан. Музей показывал людям пример совершенно иной формы жизни - коллекционирования, расширял представление о необычных увлечениях и возможностях человека. Он изменил нас, сделал нас лучше».

Елена Круглова лирически вспоминает атмосферу музея: «Павел Никифорович, а почему у Вас пол в музее цвета неба? Молчит, улыбается. "А я знаю. Вы - небожитель. И созидатель, и хранитель. Он открывает дверь в музей и впускает меня на это своё небо... Как Вам теперь там, на другом? Пусть оно будет "несказанное, синее, нежное"...

Павел Пропалов был великим общественником, просветителем, всегда в коллективе, в среде любителей искусств, организатор выставок, экскурсовод, транслятор знаний. Общество нуждалось в нём, и он нуждался в обществе, как лектор в аудитории.

В последний год жизни Павел Никифорович редко выходил из дома, но он принимал гостей и живо интересовался событиями, происходящими в городе. Однажды перед краеведческой поездкой в Дорогобуж, мы рассказали ему, что собираемся посетить Дорогобужский музей. Он поддержал нашу идею и дал напутствие, на какие уникальные экспонаты в Дорогобуже обратить особое внимание. Советы Пропалова нам очень пригодились, и мы отправились в краеведческую поездку подготовленными. «А какой там Пришвин восхитительный» - сказал Павел Никифорович, когда мы вернулись из поездки. Фраза была сказана с таким огнём, как будто он видел скульптуру Пришвина совсем недавно, вместе с нами.

В последний раз мы заходили в гости к Павлу Пропалову с краеведом Еленой Свирской 27 мая, поздравили его с праздником города. Павел Никифорович сидел в кресле, а мы ему рассказывали городские новости. За день до нашего посещения на территории библиотеки открыли странный памятный знак, о чём мы, среди других новостей, поведали опытному краеведу. Он немного задумался, а потом произнёс: «С памятниками мы очень торопимся. Памятник - это не только память, но и вид искусства. Хорошо бы посоветоваться с художниками - профессионалами, если уж очень нужен был этот "памятник". Мы ходим, поклоняемся искусству и ставим халтурные памятники. У нас столько дел, кроме этих фальшивых памятников. Вот музей, например, у нас где ютится? Это позор. Давно подмечено, что в городе культура на должном уровне, если в нём на высшем уровне обустроен историко-краеведческий музей, литературный музей и библиотека. Если эти три учреждения не будут на должном уровне, никакой культуры быть не может. Настоящий памятник ставится на века, организуется конкурс. У нас в городе два настоящих памятника - это памятник М.Г.Ефремову и Одигитрия (включённая в перечень ЮНЕСКО). Даже памятник с орлами (Доблестным предкам), около которого мы все ходим, на старинных открытках выглядит изящнее. После того, как вандалы спилили одну из голов, и была реставрация, головы стали грубыми и не гармоничными. Нужно прекратить эту гонку фальшивых памятничков. Прежде чем установить памятник, его необходимость нужно обсуждать, а потом доверить изготовить лучшему из профессионалов, ведь памятник - это искусство, он должен быть поражающе красивым!».

Так уж исторически сложилось, что литературного музея, который, по справедливому замечанию Павла Пропалова является одним из важных столпов культуры, в нашем городе никогда не было. Он был создан силами и стараниями одного человека, и привлекал любителей литературы из разных городов и стран. О нём слагались легенды, и при этом каждый желающий мог в любое время запросто прийти в музей и подержать в руках прижизненные издания Пушкина, Есенина, Цветаевой, Булгакова. Полистать фронтовые газеты, в которых впервые публиковался «Василий Тёркин» А.Твардовского. Сейчас человек, на котором держался целый пласт культуры, ушёл из жизни. Судьба уникального музея находится под угрозой.

Автор: Татьяна Пастернак.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
При пожаре в Смоленске пострадал мужчина
вчера, 23:01
Инцидент случился в областном центре в 21:07 на улице Чернях...
В Смоленской области при пожаре пострадала пенсионерка
вчера, 22:55
Происшествие случилось утром в воскресенье, 18 ноября, в пос...
«Огорчает, что клубов становится меньше». Лучший футболист Смоленской области – об итогах сезона
вчера, 20:54
«Зацепил «Ниссан» и перепарковался через две машины». Смоляне сообщают о дневном ДТП
вчера, 20:41
В социальных сетях появился пост, посвященный незначительном...

Опрос

Какие проблемы волнуют вас больше всего?


   Ответили: 1427