В талашкинских агровойнах наступил коренной перелом

Сельское хозяйство
Коллектив СПК «Талашкино-Агро» одержал победу в пятилетней войне с конкурсным управлением. И уже начал создавать на базе заброшенных коровников первую на Смоленщине козью ферму с самым современным оборудованием.
Арбитражный развод

«РП» не один раз обращался к теме «агровойн» в Талашкине. А на днях мы снова побывали в СПК «Талашкино-Агро». В это раз поводом стало радостное для сельхозкооператива событие: Двадцатый арбитражный апелляционный суд (Тула), вынес постановление об отмене своего предшествующего решения, которое оказалось разорительным для сельхозпредприятия.
Столы в кабинете руководителя СПК Александра Леонова, отдававшего последние пять лет львиную долю времени и сил сражению за здравый смысл и торжество справедливости, все еще завалены папками с юридическими документами и решениями судов. Но главное уже позади. Напомним, в 1992 году в бывшем совхозе «Талашкино» труженикам раздали паи, а хозяйство преобразовали в АОЗТ (затем в ЗАО). При этом имущественные доли пайщиков, как позже установили суды общей юрисдикции, в уставной капитал общества не передавались. В 2001 году хозяйство разделилось - 280 пайщиков проголосовали за выход из ЗАО «Талашкино» и создание МУП «Талашкино» (позже преобразовано в СПК «Талашкино-Агро», куда вошли более 340 пайщиков). Затем ЗАО заключило с администрацией Смоленска договор дарения. Но самое интересное в том, что, как выяснилось, ни одна из этих двух организаций права на имущество не имела.
К началу 2004 года ЗАО «Талашкино» по сути прекратило свое существование. Но на его балансе числилось имущество стоимостью в 40 миллионов рублей и 1,5 миллиона долгов. ИФНС по Смоленскому району подало иск о признании банкротом отсутствующего должника - ЗАО «Талашкино».
В минувшем году Александр Леонов рассказывал «РП», что арбитражный суд, решение которого вступило в силу в декабре 2004, признал ЗАО «Талашкино» банкротом. К обязанностям по реализации арбитражного производства приступил конкурсный управляющий Александр Гришаненко.
По решению арбитражного суда Смоленской области, принятому в октябре 2008 года, сложилась парадоксальная ситуация. Движимое имущество, в том числе скот, осталось в ведении МУП «Талашкино», недвижимое суд оставил за ЗАО «Талашкино». С молотка были проданы тепличный комбинат, квасилозасолочный цех, коровник, теплицы, площадка компостирования, водонапорная башня. Всего на 649,87 тысячи рублей. В то же время, согласно отчету Александра Гришаненко от 18.05.2008 года, затраты на проведение конкурсного производства, где львиную долю занимают услуги самого управляющего, составили более 1,5 миллиона рублей. На погашение кредиторской задолженности ЗАО «Талашкино» не было направлено ни рубля!
Сообщали мы о и блокаде конкурсным управляющим здания конторы, куда не пускали Александра Леонова и его специалистов, препятствовали работе столовой, других объектов. Наконец, в декабре 2009 года принялись резать оборудование консервного цеха.
«Согласно оценке, стоимость оборудования цеха еще в 2001 году была нулевой», - рассказывал тогда журналисту «РП» Александр Гришаненко и показывал документ, выданный ОГУП «Смоленское региональное агентство недвижимости и землеустройства», о том, что оборудование подлежит списанию и сдаче в металлолом.
По поводу произошедшего Леонов обратился к губернатору Антуфьеву и председателю областной Думы Мишневу, который на одном из совещаний, заявил, что материалы по варварской резке оборудования в Талашкине передаст в правоохранительные органы, а также усомнился в профпригодности руководства и специалистов госпредприятия, выдавшего такое заключение. Кстати, согласно бухгалтерским расчетам СПК «Талашкино-Агро», ущерб от «демонтажа» оборудования составил 2,17 миллиона рублей. А с учетом упущенной выгоды эта цифра достигла почти 9,5 миллиона рублей.
Более пяти лет работая в условиях блокады, Александр Леонов добивался справедливости. Однако вышестоящие арбитражные суды, куда он обращался, принимали не его сторону. В 2009 году в этой войне наметился перелом - в пользу СПК приняли решения мировой и районный суды, что стало основанием для пересмотра постановлений арбитражных судов.
22 марта Александр Леонов позвонил в редакцию из Тулы и сообщил приятную новость: Двадцатый апелляционный суд отменил свое решение. А недавно прислали и копию самого постановления.
Старая ферма с новым уклоном
Все это время Леонов был уверен в своей победе и мечтал о будущем хозяйства. Теперь Александр Николаевич счел возможным поделиться с читателями «РП» планами на ближайшую перспективу.
Уже в этом году в деревне Бобыри начнется реконструкция бывшей фермы КРС для содержания одной тысячи коз. Как известно, козье молоко - очень ценный продукт. Сам Леонов уже побывал в Германии и Голландии, где познакомился с работой аналогичных комплексов. Соответственно, в этих странах будет закуплено стартовое поголовье высокоудойных коз, дающих от одной до полутора тонн молока в год, а некоторые даже до двух тонн. Скотные дворы, будут оборудованы под беспривязное содержание животных с глубокой подстилкой в стойлах и выгульными двориками. Зеленый корм будут доставлять на ферму и раскладывать по кормушкам с помощью кормораздатчика. А отдавать людям молоко козы будут на специальной «карусели», представляющей автоматизированную доильную установку.
Представитель немецкой фирмы, поставляющей и монтирующей оборудование, рассказал корреспонденту «РП», что «карусель» рассчитана на одновременное доение 24 коз. За один круг каждая из них отдает молоко в соответствии со своими биологическими возможностями, в соответствии с которыми запрограммированы чипы, установленные на каждой особи. В принципе, «карусель» рассчитана на круглосуточную работу. Но до этого дело не доходит: животные успевают подоиться в светлое время суток, а молоко по специальным трубопроводам поступает в холодильные установки.
Уже в этом году, по словам Александра Николаевича, на реконструкцию помещений, закупку оборудования и приобретения коз предполагается истратить около 20 миллионов рублей, часть из которых - собственные средства, остальное - кредиты.
Но и это не все. Для работы в СПК нужны рабочие руки. Часть бывших тружеников стала пенсионерами, а многие из местных, пока в Талашкино длилось разорительное конкурсное управление, нашли себе другую работу. Для привлечения молодежи руководство СПК «Талашкино-Агро» приняло решение построить новый жилой дом со всеми удобствами.
Но планы планами, а еще необходимо и достойно закрепить победу, так нелегко давшуюся в борьбе с конкурсным управлением.
Не разрушать, а сохранять
- Конкурсное производство и по смыслу, и по закону предназначено для того, чтобы заплатить долги и по возможности сохранить предприятие и дать ему работать, - комментирует адвокат Александр Петрохалкин, оказывающий юридическую помощь СПК «Талашкино - Агро» - Но правда жизни такова, что все поставлено с ног на голову и многие предприятия разоряются именно конкурсными управляющими. Какие цели они преследуют, можно только догадываться. Поэтому долги не погашаются, а предприятие распродается по частям по «смешным» ценам. Гришаненко, на мой взгляд, не из лучших управляющих, и если бы он имел благую цель, этот вопрос можно было решать менее болезненно - не с таким материальными потерями для хозяйства. Поэтому Александру Николаевичу (Леонову) приходилось значительно больше времени уделять вопросам сохранения имущества, чем производству.
Шансов изменить ситуацию, когда по решению арбитражных судов имущество принадлежало ЗАО «Талашкино», было очень мало. Тем не менее, мировой судья Смоленского района Ю. А. Петроченко взял на себя смелость начать процедуру пересмотра позиций арбитражных судов. Именно из решения мирового суда следовало, что бывшие работники совхоза не стали акционерами ЗАО «Талашкино» и свои имущественные паи в качестве оплаты за акции не отдали. А совокупность этих паев и есть имущественный комплекс хозяйства. Введенные в заблуждение конкурсным управляющим арбитражные суды вынесли решение о принадлежности имущества ЗАО. Но несмотря на то, что над мировым судом довлело решение арбитражных, нам удалось доказать, что учредительный договор не был подписан, и учредительное собрание проходило не на законных основаниях. Судья вынес решение в нашу пользу. Осенью 2009 года, уже по вопросам наследства пайщиков, мы инициировали обращения граждан в районный суд, который так же признал, что их имущество в ЗАО «Талашкино» не передавались. А выплата стоимости долей наследников ложилась на СПК «Талашкино-Агро», что подтверждало его право на имущество пайщиков.
Когда таких решений накопилось около двух десятков, мы обратились в Двадцатый апелляционный арбитражный суд о пересмотре его предыдущего решения.
В Туле добрую услугу оказал Леонову и ответ из прокуратуры Смоленской области по его жалобе губернатору на неправомерные действия конкурсного управляющего Гришаненко. Александр Николаевич процитировал его судьям: «В ходе проверки не подтвердились данные о том, что Гришаненко А. М. в судебных заседаниях высказывался о том, что у него у него есть учредительный договор ПК АОЗТ «Талашкино», подписанный участниками Общества... установлено, что Гришаненко А. М. ничего не пояснял по поводу подписания учредительного договора участниками Общества, - пояснил прокурор на основании изучения протоколов судебных заседаний. И отметил главное. - В ходе неоднократно состоявшихся судов достоверно установлено, что никто из собственников имущественных паев не подписывал Учредительный договор».
На этом фоне, загадочно и даже пикантно выглядят решения тех самых судов установивших, что имущество принадлежит ЗАО «Талашкино».
Как бы там не было, но Двадцатый апелляционный суд проявил, наконец, добрую волю и даже мужество, приняв, можно сказать, судьбоносное для СПК «Талашкино-Агро» решение. Александр Леонов не сомневается, что теперь, при новом рассмотрении дела, фемида примет решение в пользу его хозяйства. Иначе зачем было отменять старое?
Кстати. Из того же ответа облпрокуратуры стало известно, что надзирающий орган повторно отменил отказное постановление дознавателя ОВД по Смоленскому району о привлечении к уголовной ответственности Гришаненко. Речь шла о заявлении Леонова по поводу неправомерных действий конкурсного управляющего, который, по его мнению, в нарушение закона о банкротстве продал часть недвижимости и уклонялся от заключения сделки купли продажи имущества предприятия с МУП «Талашкино». По этому факту милиция должна провести проверку уже в третий раз. А по поводу «демонтажа» оборудования в консервном цехе, информирует прокуратура, возбуждено уголовное дело. Теперь оно соединено в одно производство с другим уголовным делом, возбужденным в ноябре 2009 года, «за самовольное проникновение в помещение СПК «Талашкино-Агро». Но, как нам сообщил Александр Леонов, известий о ходе расследований от правоохранительных органов он не получал.
Похоже, агровойна, отобравшая сколько сил и здоровья у не отступившего от правого дела Александра Леонова, почти окончена. Но ведь за ее ходом молчаливо наблюдало множество людей, обличенных властью. И мало кто из них приложил хотя бы минимум усилий для того, чтобы победил здравый смысл, чтобы спасти от развала одно из немногочисленных сельхозпроизводств, сохранившихся на Смоленщине. Чтобы крестьяне имели постоянную работу и средства к существованию. И только губернатор Сергей Антуфьев и председатель областной Думы Анатолий Мишнев с участием отозвались на обращения Леонова.







Загрузка комментариев...
Читайте также
57 минут назад

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

21 минуту назад
Команда регионального ГУ МЧС победила на межрегиональном эта...
сегодня, 16:14

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
Новости партнеров