Смоленский АПК готов к санкциям

Сельское хозяйство

«Черный список» запрещенных к ввозу в Россию продуктов поверг в шок правительства стран Евросоюза, Канады, Австралии, Норвегии. Безответная на протяжении нескольких десятилетий, наша страна вежливо «показала зубы», отчего поглядывавшие на нас свысока еврофермеры бросились подсчитывать многомиллионные убытки. А готовы ли мы пережить собственную смелость по отношению к партнерам, перед которыми заискивали столько лет?

Если бы речь шла о советском сельском хозяйстве, то отсутствие польских яблок и кенгурятины из Австралии никто бы и не заметил. По данным «РП», в Смоленской области в 1987 - 1991 годах было 2,5 млн. га обрабатываемых сельхозугодий, 1,5 млн. га пашни, 840 тыс. голов крупного рогатого скота, 250 тыс. овец, 6 свинокомплексов по 27 тыс. голов откорма каждый и комплекс на 154 тыс. голов. В регионе действовали 6 птицефабрик, а лен сеяли на площади 105 тыс. га, каждый из которых давал ощутимую прибыль.
Смоленщина сажала картофель на 70 тыс. га и снабжала им 6 областей. И вообще область реализовывала продовольственных и промышленных товаров на 4,5 млрд. рублей в год. При этом смоляне успевали еще и отстраивать свои села. Ежегодно там вводилось в эксплуатацию 780 - 800 тыс. кв. м жилья, а объем капитальных вложений в сельские стройки доходил до 1,2 млрд. рублей в год. В период с 1987 по 1991 год в области было построено 3,5 тыс. км сельских дорог с твердым покрытием. А еще пару лет назад вся Россия едва строила 500 км в год.
Что мы имеем сегодня?
112,4 тыс. га зерновых и зернобобовых культур, 2,2 тыс. га картофеля, с которых 6 областей не накормишь, да 94 тыс. голов КРС, из которых половина - дойное стадо. Если взять объем реализованной сельхозпродукции за 2012 год, который составил около 20 млрд. рублей, и сопоставить с сегодняшней ценой американского доллара, то получится, что за эти неполные 30 лет наше сельское хозяйство рухнуло вниз на сотни процентов!
Вот поэтому у некоторой части населения запрет на польские яблоки и импортную говядину вызывает определенную озабоченность. Впрочем, даже развалив свое село, мы продолжаем оставаться вполне самодостаточной областью. Рядом - белорусы, да и братский китайский народ уже разворачивает у границы огромные терминалы, чтобы поставлять нам овощи и фрукты. Заросшие кустарником миловидовские сады каждую осень осыпают землю никому не нужными экологически чистыми яблоками, а у смоленских фермеров в прошлом году в закромах сгнило 500 тонн невостребованного картофеля. С сырзаводами, правда, беда. Многие не выдержали конкуренции с Литвой, Латвией и Эстонией. Но теперь-то есть надежда, что будем мы все-таки пить отечественное молоко и есть сделанные в нашей глубинке сыры.
Алина ГАВРИЧЕНКОВА, руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Содействие»:
- Смоленские фермеры готовы в несколько раз увеличить производство всего спектра сельхозпродукции - от молока и мяса до овощей. В этом году у нас осталось нереализованным до 0,5 тыс. тонн картофеля. Если рынок потребует, то мы готовы на территории области полностью заместить весь импорт на овощных прилавках и обеспечить все контракты по государственному заказу.
Руководитель агрофирмы «Катынь» Олег АКСЕНОВ:
- Я 20 лет назад говорил о том, что надо вводить этот запрет и таким образом защищать своего сельхозтоваропроизводителя. Теперь игра идет по правилам: чем хуже у них, тем лучше у нас. Да, это шанс улучшить дела в российском агропромышленном комплексе, выйти из той продовольственной зависимости, в которой страна оказалась сейчас. Мы можем производить свою качественную продукцию. Я делаю молоко, которое потом продается в катынском магазине. Так вот нашлась дотошная бабушка, которая его купила и вместе с белорусским образцом свезла на анализ. А потом пришла в магазин и сказала, что мое молоко - настоящее, а белорусское - «химия» из сухого порошка. Надо окончательно решить вопрос с долгосрочным кредитованием крестьян. Заем нужно выдавать на срок не менее 15 лет. Если наши банки на такое пойдут, то я уже сейчас готов закупить в Америке 900 высокопородных телок и в разы увеличить производство молока.
А защищать своего производителя надо поучиться у американцев. Я жил месяц в Штатах и видел, как созревала клубника в Калифорнии. И при этом ни одной импортной ягоды на прилавках не было. А мы все боимся кого-то обидеть.
Директор ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Боброво» (Новодугинский район), депутат областной Думы Марина ЖУКОВА:
- Не было бы счастья, да несчастье помогло. Думаю, что запрет на поставку в Россию говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии положительно скажется на АПК страны в целом и нашей области в частности. Это будет определенным стимулом к повышению показателей.
Тем более уже наблюдается оптимистичная динамика. В этом году в нашем хозяйстве как никогда богатый урожай. Держат марку и другие сельхозпредприятия региона. Востребована и мясная, и молочная продукция. Единственный возможный минус - закупка запчастей для импортной сельскохозяйственной техники. Но на общем фоне это всего лишь ложка дегтя.
Генеральный директор ООО «Смоленская Нива» (Сафоновский район), депутат областной Думы Александр БИТКОВ:
- Для нашего хозяйства основным рынком сбыта продукции всегда была Смоленская область. Наш картофель поставляется и напрямую на рынки, и в торговые предприятия региона. Зерно - и пшеницу, и рожь - у нас также закупают хлебокомбинаты региона. Рапс, который мы выращиваем, поставляется отечественным переработчикам, а частично вообще идет на экспорт в Европу. Я уверен, что запрет на импорт сельскохозяйственной продукции даст нам возможность расширить производство и в итоге выйти на новые рынки сбыта, а также перейти на производство продукции премиум-сегмента, который сейчас занят импортным товаром. Новые контакты, по моему мнению, смогут наладить и торговые компании Смоленщины, поэтому смоляне не останутся без свежих фруктов и овощей.
Директор ООО «Агросоюз» (Смоленский район) Анатолий ХОТЕНКО:
- Конечно, ситуация улучшилась. Мы встретили эту новость с ликованием, ведь долгое время работали себе в убыток. Спасибо господину Обаме, что он исправил эту ситуацию. Раньше свою пшеницу продавали за границу, а на нашем рынке она стоила дорого, сейчас, думаю, подешевеет в два раза. Да и мясо завозилось из-за границы по очень низким ценам, так как там есть и дотации от государства, и проценты по кредитам в несколько раз ниже. Никого не интересовало, есть ли там ГМО или нет, чем кормили, какие технологии использовали. Главное - дешево. Сейчас цена на свинину поднимется, станет приемлемой для производителя. Но на розничной стоимости это особо не скажется, так как посредники будут меньше накручивать.
Мы готовы увеличивать производство. Конечно, нужно какое-то время, ну и хотелось бы помощи, доступных кредитов со стороны государства.
Заместитель директора по экономике ООО «Молпром» (Хиславичи) Наталья ФЕДОТОВА:
- Нынешняя ситуация на производстве оптимизма не внушает. Нам удается реализовывать свои сыры через один-единственный магазин, что на нашем заводе. Остальной сбыт не только затруднен, невозможен! Дело в том, что себестоимость килограмма сыра - 220 рублей, а у нас его предлагают купить за 130. Тем временем мы готовы производить до 10 тонн сыра в день. Кстати, уже пять лет не можем завершить строительство комплекса на 1,5 тысячи голов, нет средств. Таким образом, остается рассчитывать лишь на государственную поддержку.
Генеральный директор ОАО «Смоленское» (Смоленский район) Николай ШУМЕЙКО:
- Думаю, введение санкций на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия уже в самое ближайшее время позволит нашему предприятию раскрыть полностью свой потенциал, увеличить объемы производства и реализации как молока и молочной продукции, так и племенной продукции.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Как рассказал «РП» первый заместитель начальника Смоленской таможни Максим Родиков, введение санкций не повлекло увеличения штатной численности сотрудников на постах и пунктах пропуска. Партии с товарами, попавшими под запрет, продолжают прибывать из Европы через территорию Белоруссии. Попав в Россию, они направляются во внутренние таможенные органы в различных городах нашей страны. Однако там им отказывают в пропуске, поэтому фуры разворачивают обратно. С 7 августа таможенники не дали добро примерно 30 таким партиям продуктов питания. Причем основной «наплыв» наблюдался в выходные. Видимо, это связано с тем, что не все экспортеры успели ознакомиться с нововведениями.








Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад

Об этом рассказали в администрации семлевского сельского...

сегодня, 08:05

Об этом рассказали в региональном управлении Росгвардии....

вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
Новости партнеров